08, 08, 2007 izvestia.ru
 
  "Зарница" для гитлерюгенд
Эстония воспитывает патриотов на примере фашистских диверсантов
Надежда Попова, Алексей Василивецкий
 
 

В эстонских лесах стартовали очередные международные военно-спортивные игры "Эрна", посвященные памяти диверсантов, которых военная разведка Третьего рейха (абвер) забросила в тыл советских войск в июле 1941 года. Среди официальных спонсоров мероприятия - Министерство обороны Эстонии.

Об операции "Эрна", в честь которой устраиваются нынешние "игры", написано много. Советские историки вспоминали о своеобразной "визитной карточке" бойцов отряда — вырезанной на теле пленных латинской литере "Е" — от Erna. Апологеты "героев-абверовцев" рассказывают совсем другое — например, как диверсанты чуть ли не тысячами спасали жителей Эстонии от расстрела НКВД.

Кто "освободил" Таллин

На интернет-сайте общества "Эрна", организатора соревнований, история диверсионной группы подается, естественно, в героическом ключе. Идеологические пристрастия авторов можно легко понять, прочитав один только пассаж: "Отряд продолжал борьбу до освобождения Таллина 28 августа 1941 года". В этот день в город вошли, как известно, немецко-фашистские войска.

Как теперь выясняется, "освободители".

Министерство иностранных дел России осудило проведение "Эрны", возмутившись "восхвалением нацизма". В Эстонии виновными себя не считают и ехидно интересуются: соревнования проводятся уже в тринадцатый раз — так почему же Москва решила отреагировать на них только сейчас?

"Мы просто занимаемся спортом"

"Думаю, у российского МИД не было оснований нас в чем-либо упрекать, — заявил "Известиям" глава общества "Эрна" Мээлис Ретсеп (кстати, на чистом русском языке). — Они могут искать восхваление фашизма в наших действиях, но мы здесь просто занимаемся спортом. Я в советские времена в детском лагере играл в "Зарницу" — так здесь мы организуем нечто подобное.

Нам не нужны бесконечные споры, так и жизнь пройдет. А в Москве пусть лучше изучают историю. Ведь Россия же не объявляет войну Франции потому, что Наполеон напал на вас в 1812 году".

Организатор эстонской "Зарницы" упустил из виду маленькую деталь, отличающую Наполеона от Гитлера: французский император не создавал лагеря смерти и не сжигал в газовых камерах целые народы.

По слова Ретсепа, на игру уже не первый год приглашают россиян. "Не едут — ума не приложу, почему", — недоумевает он.

И в самом деле — почему? Вполне могли бы пройтись по местам боевой славы "героев", убивавших их дедов...

На игры приезжают главным образом военные, сотрудники спецподразделений и полицейские. Видимо, для них изучение опыта партизанской войны — занятие не просто увлекательное, но и полезное с профессиональной точки зрения.

Бундесвер перепутали с вермахтом?

Участие в игре стоит 120 евро. И для эстонцев, и для иностранцев тариф одинаковый. В этом году приехали команды из Финляндии, Дании, Чехии, Словакии, Португалии, Норвегии, США и даже Германии. Причем последнюю представляют не активисты какой-нибудь нацистской группировки, а офицеры бундесвера, что особенно дико. Неужели не понимают эти офицеры, что их деды и так достаточно "нагулялись" в балтийских лесах?

У абвера и спецназа гитлеровских войск были и более успешные операции, чем "Эрна". Например, взятие острова Крит парашютным десантом или захват мостов через Березину роковым летом 41-го. Почему бы офицерам бундесвера вместо Эстонии не поупражняться в Греции или Белоруссии в память о "славных десантах" Второй мировой?

"Все вопросы — к посольству"

Не зная, верить ли своим ушам, мы попросили организаторов игр передать трубку кому-то из германских участников. Нам пошли навстречу. Наш собеседник подтвердил, что немецкая команда полностью состоит из военнослужащих бундесвера. "Мы тут просто играем в спортивные игры, просто соревнуемся, и нам это очень нравится", — весело начал немец. Но когда мы спросили, помнит ли он о том, на чьей стороне воевала "Эрна", собеседник занервничал, пробормотал "все вопросы — к посольству Германии в Таллине", отказался назвать свое имя и звание и повесил трубку.

В Министерстве обороны Германии "Известиям" заявили, что ничего об участии немецких военных в "Эрне" не слышали. Но обещали разобраться.

"Автоматы приносите свои"

Всего в соревнованиях участвуют около двух тысяч человек.

"Первый этап — водительские экзамены на бездорожье, в экстремальных условиях, потом — разведка, — рассказывает "Известиям" пресс-секретарь "Эрны" Урмас Райтельман. — Затем — соревнования по стрельбе. Это единственное испытание с использованием оружия. Пистолеты и автоматы участники приносят свои. Потому что подавляющее большинство наших гостей — военные. Среди других испытаний — имитация боя в городских условиях, транспортировка раненых и преодоление водных препятствий".

Ни по технике диверсий на железных дорогах, ни по тактике организации засад соревнований проводиться не будет. Не говоря уже о допросах с пристрастием...

"Эрна" обер-лейтенанта

Как же развивалась операция "Эрна", если говорить об этом сухо, без эмоций? Группа эстонцев и немцев (как выросших в Эстонии, так и прибывших непосредственно из "Фатерланда") подчинялась второму отделу абвера (военной разведки рейха). Курировала работу с ней резидентура абвера в Финляндии (так называемое "бюро Целлариуса" — по имени возглавлявшего ее фрегаттен-капитана Александра Целлариуса).

Кстати сказать, название "Эрна" было придумано обер-лейтенантом Райнхардом. Члены общества "Эрна" не смогли сообщить нам, в честь кого операцию так назвали — может быть, в честь любимой женщины обер-лейтенанта?

Весной 1941 года в Финляндии на полуострове Сохо был организован тренировочный лагерь для 80 эстонцев. Их именовали "иностранными добровольцами вермахта". На сайте общества "Эрна" утверждается, что присягу на верность фюреру эстонцы принимать не стали — несмотря на требования командовавших в лагере обер-лейтенанта Райнхарда и зондерфюрера Шварце.

Вместо этого будущие диверсанты присягнули финской армии. В лагере их учили приемам партизанской войны и радиоделу.

10 июля 1941 года группа из 37 человек, которой командовал полковник Антс-Хейно Кург (бывший военный атташе Эстонии в Париже), десантировалась с рыбацких шхун в Харьюском уезде. Им был дан приказ — дезорганизовать железнодорожное сообщение, вести разведку, поднимать панику в тылах Красной армии. Затем на парашютах сбросили еще 17 человек (старший — вышеупомянутый немец Райнхард). Эта группа присоединилась к первой, а вскоре через линию фронта с еще одним отрядом был переброшен и зондерфюрер Шварце. Диверсанты поддерживали постоянную радиосвязь с командованием 18-й армии вермахта, входившей в группу армий "Север".

Кург уходит через болота

С самого начала группа установила контакты с антикоммунистическим подпольем. В нее начали вступать добровольцы (по разным источникам, от нескольких сотен до совершенно фантастических 2000 человек). "Лесные братья" нападали на колонны отступающей Красной армии, проводили другие "дерзкие операции". Но это не спасло "Эрну" от разгрома уже 31 июля отрядами НКВД и, как сказано на сайте, "отрядом латвийских коммунистов". Нескольким десяткам бойцов во главе с Кургом удалось вырваться из окружения и уйти болотами.

6 августа 1941 года остатки отряда перешли линию фронта и влились в германские войска.

В августе группа "эстонских патриотов" помогла немцам захватить острова Муху и Сааремаа на балтийском побережье. Из диверсионных групп "Эрна" и добровольцев создали батальон "Эрна-II" под командованием того же Курга в составе более 400 человек. В октябре 1941 года отряд был расформирован немцами.

Из атташе — в штандартенфюреры

Впоследствии Кург получил звание штандартенфюрера (полковника) войск СС, командовал полком в составе 20-й дивизии СС, сформированной из эстонцев (при вступлении в "черный орден" клятву на верность фюреру он был просто обязан принести).

Его дивизия была разгромлена советскими войсками в битве под Нарвой в1944 году, а потом отошла в Силезию. Там ее остатки добили польские и чешские партизаны (привет чехам, приехавшим участвовать в "Эрне", — или их деды были в годы войны коллаборационистами?). Кург разгрома уже не увидел — он погиб в 1944-м.

Кто герой, а кто жертва?

История участия эстонцев во Второй мировой войне — непростая. Можно говорить о том, что и в дивизию СС и в другие национальные части шли не только добровольцы. Кого-то туда мобилизовали насильно, под угрозой репрессий. А кое-кто вступал в подобные подразделения, искренне видя в этом возможность бороться за независимость своей страны, ничего не зная о лагерях смерти (один из которых во время войны, кстати, находился в районе Тарту), а назад хода уже не было... Они, быть может, и не знали. Но мы-то с вами знаем!

Допустим, кого-то в те страшные годы в нацистскую армию привели трагические заблуждения. Но как же можно превращать их в пример для подражания, делать из них героев? Воспитывать на их примере детей? Общество "Эрна", кстати, ведет в Эстонии активную работу со скаутами. А ведь, как сказал поэт Наум Коржавин, нацизм — это "слишком еще не история".

"Все с ума посходили"

"После таких акций европейские партнеры должны отвернуться от Эстонии, — заявил "Известиям" Эфраим Зуров, глава иерусалимского отделения Центра Визенталя, который занимается поиском нацистских преступников. — Ведь мало того, что эстонцы с гордостью вспоминают свое позорное фашистское прошлое. Министерство обороны выделяет на игры "Эрна" деньги! Это говорит лишь о том, насколько необразованны эстонские власти. Они не осознают, какой трагедией для всех нас были события того времени. Ну и, конечно, совершенно немыслимо, что представители бундесвера принимают в этих играх участие. Все с ума посходили — другого объяснения я не нахожу".

Русская правда против эстонской

Максим Юсин

Организаторы "эстонской зарницы" удивляются: почему русские так болезненно реагируют на их невинные забавы? Это ведь военно-историческая игра — не более того. В России проводят реконструкцию Бородинского сражения или Куликовской битвы, а чем эстонцы хуже?

Да не хуже они. Просто упертые уж очень. С поразительным упорством плывут и плывут против течения. Бывших эсэсовцев прославляют, памятники им устанавливают, а монумент борцам с нацизмом — переносят. Гитлеровцев "освободителями" называют.

И ведут себя так, как будто не было Холокоста, Освенцима, газовых камер. Как будто не было Нюрнбергского процесса. Как будто сами немцы не покаялись за преступления гитлеровцев и не объявили пропаганду нацизма уголовным преступлением.

Упорство маленького гордого народа достойно уважения. Но только не в этом случае. Когда дело касается той великой войны и памяти наших дедов, мы все равно окажемся упорнее. Пусть эстонцы не сомневаются. Потому что есть рубежи, которые нельзя сдавать. И рано или поздно мы заставим Европу прислушаться именно к нашим, а не к эстонским аргументам. И вовсе не потому, что мы большие, а они маленькие, что Россия — ядерная держава, с мнением которой мир вынужден считаться.

Причина — совсем в другом. Просто правда — на нашей стороне. И историческая, и моральная.

izvestia.ru