30 Октябрь 2007 kreml.org
 
 

В Восточной Европе не воспринимают Холокост адекватно
By Efraim Zuroff

 
 


Из выступления Эфраима Зуроффа, руководителя иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя на круглом столе "Латвия, Литва, Эстония, Украина, Хорватия, Австрия: попытки героизации нацизма", 30 октября 2007 года:

- В июне 1991 года в 12 километрах от Вильнюса был поставлен памятник на месте захоронения огромного количества мирных граждан, убитых нацистами. На памятнике были указаны имена людей, которые участвовали в убийствах. Позже появилась возможность создать более крупный и впечатляющий памятник и в процессе его создания шли очень серьезные дебаты о том, что должно быть на нем написано, нужно ли указывать на четырех языках тех, кто виновен в убийстве мирных граждан. На памятнике хотели поместить специальную сноску не только на нацистов, но также на тех, кто помогал этому на местах. В результате было принято решение, что эта фраза будет только на идише, а на русском и на литовском языке ее дублировать не будут.

На церемонии открытия памятника премьер-министр Литвы выступил с речью, в которой он рассказал об этом ужасном периоде, который, по его словам, длился три месяца. Из его речи выходило, что Холокост продолжался только три месяца. Кроме того, премьер-министр в своей речи сравнил помощь, которая была оказана с преступлениями, которые были совершены в Литве, и назвал их просто хулиганством. Есть прямая связь между этим инцидентом и отношением людей в Восточной Европе к Холокосту, они не воспринимают это явление адекватно. Наш центр работает для того, чтобы люди в странах Восточной Европы могли в полной мере оценить все преступления, которые были совершены в годы Холокоста.

Начну с краткой исторической справки. В каждой стране Европы местное население в той или иной степени участвовало или оказывало содействие преследованиям евреев. Например, во Франции, Италии, в Бельгии, в Голландии евреев просто загружали в поезда и отправляли в концентрационные лагеря. Сотрудничество местных жителей с нацистами против евреев заканчивалось на железнодорожной станции. В Восточной Европе местное население участвовало в массовых убийствах, и это очень важное различие. В Литве многие евреи были убиты именно литовцами, такая же ситуация была в Латвии, Эстонии, Украине, Хорватии. То есть местное население было одним из активных участников массовых убийств евреев. В связи с освобождением стран Восточной Европы Красной армией в 1941-45 годах, и переходом этих стран к народной демократии, эти вопросы трактовались с учетом того, что эти страны строят коммунизм и должны пересмотреть свое будущее. Все книги, которые были написаны, памятники, которые были построены, рассматривались в свете коммунистической пропаганды, утверждалось, что не вся история трактуется правильно.

Когда закончилась "холодная война" и страны Восточной Европы приобрели независимость, возникла необходимость самостоятельно отвечать на эти вопросы. Фактически имеется всего шесть вопросов, относящихся к Холокосту, с которыми столкнулись эти страны: признание вины, дань жертвам, преследование преступников, документирование исторических преступлений, образование и реабилитация. Страны должны были найти способ, как решить эти вопросы. К сожалению, большинство из этих стран предпочитали использовать самые простые подходы или рассматривать самые простые вопросы, такие как почтение памяти, открытие памятников как дань жертвам Холокоста. В этих странах даже не пытались поднимать гораздо более трудные вопросы, например, преследование преступников. В Восточной Европе на сегодняшний день имеется только два успешных случая преследования нацистских преступников. В Хорватии был осужден Шакич. Я лично нашел его в Аргентине, он был экстрадирован в Хорватию, посажен в тюрьму и до сих пор там пребывает. Шакич участвовал в создании концентрационных лагерей, туда ссылались евреи, цыгане и хорваты-антифашисты. В странах Балтии ни одного военного преступника не преследовали, ни одной минуты такой преступник не находился в тюрьме.

Мы видим, что в странах Прибалтики стараются исключить любое преследование и наказание этих людей. В Литве проживает много военных преступников, сбежавших из Европы в Америку, после того как Литва получила независимость, они вернулись на родину. Власти Литвы сделали все возможное, чтобы этих людей никак не преследовали. Один из таких преступников, по фамилии Гомес, служил в полиции, есть и другие, они виноваты в преследовании 60 тысяч евреев. Власти Литвы выдали заключение, что люди, виновные в геноциде евреев, по состоянию здоровья не могут предстать перед судом. Это отражает политическую волю руководства страны. Если сравнить это с усилиями прибалтийских стран против коммунистических преступников, то мы увидим огромную разницу.

В Прибалтике очень активно и успешно преследуют коммунистических преступников. В Таллинне, в Риге и в Вильнюсе существует политическая воля, чтобы призвать к ответу коммунистических преступников, и не проводить никаких судебных разбирательств в отношении нацистских преступников. Они считают, что Холокост не заслуживает отдельного рассмотрения, стараются недооценить роль тех, кто спасал евреев во время преследований. В Литве, например, была попытка раздуть количество таких людей. Там имеется памятник Холокосту, где такие люди были перечислены. Были разработаны специальные критерии, кто заслуживает этого. Многие фамилии, представленные литовским правительством, не были утверждены, потому что не было доказано, что эти люди действительно участвовали в спасательных операциях при Холокосте. Мы должны адекватно оценивать историю. В фокусе внимания общественности должен оставаться факт, что в этих странах не преследуются нацистские преступники, а теперь они могут представить свою версию истории, которая на самом деле является сфабрикованной.

В последний год произошло несколько случаев, которые отражают такое отношение. На еврейском кладбище в Вильнюсе в течение сотен лет хоронили евреев, а теперь на его месте решили построить жилые дома. Второй инцидент: еще несколько лет назад такое даже нельзя было представить, что литовское правительство заявило о проведении расследования по военным преступлениям. Среди лиц, которых обвиняли в военных преступлениях, были советские партизаны и люди, пострадавшие от Холокоста. Эти действия вызывает возмущение и гнев всех стран. Мы должны четко сказать Литве, что это неприемлемо, мы должны противодействовать глобализации нацизма, попыткам изменить историю и представить другую версию событий Второй мировой войны. В Эстонии и на Украине сносят памятники погибшим в годы войны советским воинам, которые освобождали эти территории от нацизма. Вызывает опасение нынешний статус ветеранов УПА, и зачастую пренебрежительное отношение к ветеранам Красной армии, которое мы сейчас наблюдаем в этих странах.

Сегодня утром я встречался с Михаилом Маргеловым, мы обсуждали возможности практического сотрудничества. Я думаю, Россия должна сыграть важную роль в опубликовании архивных документов, касающихся этих событий, в создании фильмов на эту тематику. Широкая общественность должна знать правду о том времени. Через несколько лет мы закончим сражение по преследованию преступников, тех, кто лично виноват в Холокосте и перейдем к сражению за историю и за правду. Мы не должны потерпеть поражение в этом.

kreml.org