18.03.08 16:03

jjew.ru

  Весеннее обострение в странах Балтии: реакция Центра Симона Визенталя
 
  Центр Симона Визенталя в Иерусалиме подверг резкой критике допущение властями проведения публичных неонацистских мероприятий, недавно состоявшихся в столицах двух балтийских государств

Центр Симона Визенталя в Иерусалиме подверг резкой критике реакцию литовских властей (точнее её отсутствие) на состоявшееся неделю назад в Вильнюсе неонацистское шествие. Тогда сотни скинхедов промаршировали по центральной части литовской столицы, выкрикивая призывы к убийствам евреев, высылке русских и другие расистские лозунги.

В письме директора Центра Эфраима Зуроффа, направленном на имя литовского посла в Тель-Авиве, выдвинуто требование немедленно наказать участников этой вопиющей акции. В обращении также указывается на то, что литовское общество, по-видимому, остро нуждается в напоминаниях об ужасах нацизма — согласно последним опросам общественного мнения значительная часть литовцев разделяет антисемитские настроения.

"Центр Визенталя просит Вас передать в Вильнюс, что евреи всего мира шокированы и возмущены произошедшим. Центр намерен требовать наказания для всех организаторов и участников нацистского марша. Хотел бы добавить, что реакция на произошедшее литовской полиции заставляет задаться вопросом, готовы ли власти Литвы принимать необходимые меры для предотвращения подобных акций в дальнейшем" — говорится в письме.

"Согласно опросу общественного мнения, опубликованному в сегодняшнем номере газеты Lietuvos Rytas, антисемитские и расистские лозунги прошлого вторника нашли полную поддержку у 32% опрошенных. Похоже, Литве придётся сделать немало в области просвещения в том, что именно представляет из себя нацизм. Правда, подобные настроения не удивительны в стране, где ни один из многочисленных военных преступников не понёс наказания за совершённые в годы II мировой войны злодеяния" — пишет Зурофф.

Тем временем, в столице соседней Латвии прошёл уже успевший стать традиционным марш ветеранов латышского легиона Ваффен - СС. Иерусалимский Центр Симона Визенталя охарактеризовал проведение этого мероприятия, как усилие латвийских властей по отождествлению нацистского и советского режимов. По мнению Зуроффа, таким образом Латвия отвлекает внимание мировой общественности от активного участия латышей в уничтожении евреев во времена Холокоста.

В заявлении Центра Симона Визенталя в Иерусалиме, говорится следующее: "Разрешая проведение публичных акций тем, кто сражался во Второй мировой войне на стороне III рейха, латвийские власти пытаются переписать историю. Пойдя на встречу латышским эссэсовцам, многие из которых участвовали в массовых убийствах евреев Латвии и Белоруссии, организаторы марша нанесли тем самым оскорбление памяти о тысячах безвинно убитых людей. Подобные мероприятия призваны служить укреплению мифа о том, что латвийские легионеры Ваффен-СС не принимали участия в истреблении евреев Латвии и других стран мира. Это далеко не так".

Справка:

Литовские батальоны

Литовские батальоны принимали самое непосредственное и активное участие в карательных акциях на территории Литвы, Белоруссии и Украины, в расстрелах евреев в литовском г. Понеряй, в девятом каунасском форте, где от рук литовских националистов погибло 80 тысяч евреев, в шестом форте (35 тысяч жертв, в седьмом форте (8 тысяч жертв).
Отряд литовских националистов под руководством Климайтиса в течение первого каунасского погрома, в ночь на 26 июня, уничтожили более чем 1500 евреев.

2-й литовский батальон «Шумы» под командованием майора Антанаса Импулявичюса был организован в 1941 году в г. Каунасе и дислоцировался в его пригороде — Шенцах. 6 октября 1941 года в 5 часов утра батальон в составе 23 офицеров и 464 рядовых отбыл из Каунаса в Белоруссию в район Минска, Борисова и Слуцка для борьбы с советскими партизанами. С прибытием в Минск батальон перешел в подчинение 11-го полицейского резервного батальона майора Лехтгаллера.

В Минске батальон уничтожил около девяти тысяч советских военнопленных, в Слуцке пять тысяч евреев.

В марте 1942 года батальон выбыл в Польшу и его личный состав использовался в качестве охраны концлагеря Майданек.

В июле 1942 г. 2-й литовский охранный батальон участвовал в депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти.

В августе-октябре 1942 года литовские батальоны располагались на территории Украины: 3-й — в Молодечно, 4-й — в Сталине, 7-й -в Виннице, 11-й -в Коростене, 16-й — в Днепропетровске, 254-й — в Полтаве, а 255-й — в Могилеве (Белоруссия).

В феврале-марте 1943 года 2-й литовский батальон участвовал в проведении крупной антипартизанской акции «Зимнее волшебство» в Белоруссии, взаимодействуя с несколькими латышскими и 50-м украинским шуцманшафтбатальонами. Помимо уничтожения деревень, подозреваемых в поддержке партизан, производились расстрелы евреев.

3-й литовский батальон принимал участие в антипартизанской операции "Болотная лихорадка «Юго-Запад», проводившейся в Барановичском, Березовском, Ивацевичском, Слонимском и Ляховичском районах в тесном взаимодействии с 24-м латышским батальоном.

Латышский легион СС

Подразделение латвийской вспомогательной полиции, известное как команда Арайса, уничтожило в концлагерях и тюрьмах, расположенных на территории Латвии около 26 тысяч евреев, преимущественно в ноябре и декабре 1941 года. В то время она насчитывала примерно 300 человек.

29 июня 1941 года глава СД и Главного управления имперской безопасности Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось “не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях”. 11 июля 1941 года латышская газета “Тевия” писала: “Еврейские грехи очень тяжелы: они хотели уничтожить нашу нацию, и поэтому они должны погибнуть как культурная нация”.

Бывшие “айзсарги”, военнослужащие латвийской армии и полиции, а также члены “Громового креста” на добровольной основе сформировали так называемые “отряды самообороны”. Штаб их находился в Риге.. Во главе этих отрядов был поставлен подполковник бывшей латвийской армии З.Вейс. Созданные подразделения использовались для обысков, арестов, облав и массовых расстрелов мирного населения.

Приоритетными категориями граждан, предназначавшимися для уничтожения на местах, как и во всех зонах оккупации, были евреи, коммунисты, советские активисты, лица, сочувствующие советской власти. Одним из кровавых “показателей их работы” могут служить массовые расстрелы советских граждан, в том числе десятков тысяч евреев, летом-осенью 1941 г. в Риге, Даугавпилсе, Лиепае .

Кроме того в июле 1941 г. на территории Прейльской волости Двинского уезда такие карательные группы расстреляли 900 советских граждан, в том числе всё еврейское население г.Прейли. В этом же уезде в августе 1941 г. было расстреляно 110 жителей селения Дагла. Руками карателей-латышей на окраине г.Субатэ Илукского уезда 21 июля 1941 г. было расстреляно 700 советских граждан, в том числе женщины и дети. При этом во всех случаях всё имущество расстрелянных делилось поровну между палачами.

5 июля 1941 года руководитель “Перконкруста” Г.Цельминьш, уже получивший к тому времени звание зондерфюрера, призвал латышей вступить в добровольную “команду безопасности”, которой руководил В.Арайс, бывший капрал латвийской армии, выпускник Рижского университета, на момент формирования отряда возглавлявший всю рижскую полицию.

Уже в первые недели после своего сформирования “команда Арайса” сожгла рижскую синагогу с забаррикадировавшимися в ней людьми и истребила около 2000 евреев и членов Коммунистической партии. Общая численность “команды Арайса” со временем доходила до 3000 чел.

Личный состав "команды Арайса" носил обмундирование бывшей армии Латвийской Республики, на рукаве была повязка с изображением черепа и перекрещенных костей с надписью: "Вспомогательная полиция безопасности". Впоследствии отряд экипировали формой войск СС.

По данным архивов, с июля по декабрь 1941 г. систематически вместе с другими полицейскими батальонами личный состав этого подразделения производил расстрелы евреев в Бикерниекском лесу (общее число жертв – 46 500 чел.), а также в Лиепае, Талси и на станции Царникава (более 10 тыс. чел.). “Команда Арайса” также участвовала в массовых расстрелах в Румбульском лесу (за всю оккупацию – около 38 000 чел.). В последующие периоды Великой Отечественной войны подразделение В.Арайса периодически направлялось для проведения карательных операций в районах городов Великие Луки, Барановичи, Слуцк, Минск.

Кроме того, полицейские "команды Арайса", а затем латышские батальоны охраняли концлагерь в г.Саласпилс, куда заключённые поступали не только из Латвии, но и из Австрии, Чехословакии, Франции и других стран. “Палачи”. Военно-исторический журнал № 7. 1990. с.34. За весь период оккупации в этом лагере было истреблено 101 100 советских граждан.

Всего в Латвии в 1941-1945 гг. было создано 46 тюрем, 23 концлагеря и 18 еврейских гетто. Согласно данным Чрезвычайной республиканской комиссии Латвийской ССР по злодеяниям немецко-фашистских захватчиков и их пособников только на территории Латвии было истреблено 313 798 мирных жителей (в том числе 39 835 детей) и 330 032 советских военнопленных .

jjew.ru